• Главная
  • Афиша
  • О библиотеке
  • Детям и подросткам
  • Родителям и педагогам
  • Коллегам
  • Продлить книгу
  • Электронный каталог
  • Контакты
Живопись. Знакомство с художниками Южного Урала. PDF Печать E-mail

  Урал как горный регион обладает многочисленными достоинствами: удивительной по красоте природой, богатством разнообразных полезных ископаемых, развитой металлургической промышленностью. Он по праву называется «опорным краем державы», являясь одним из важнейших индустриальных центров нашей страны и вот уже около трех веков оказывает огромное влияние на всю ее экономику.
  Урал воплощался в искусстве нашего края начиная с середины XIX столетия.
  Исторически центрами развития живописи на Южном Урале являлись города и заводские посёлки. Первые живописцы проявились в 1799 году  в городе Златоуст. В числе первых златоустовских живописцев был П. Бояршинов, А. Тележников, Н. Бушуев. Эти художники писали копии с итальянских живописных оригиналов, нетрадиционные иконы, выполненные в смешанной технике.
  Известно, что тему промышленного производства ввели в круг уральской живописи крепостные художники-самоучки, писавшие заводские виды. Будучи тесно связаны с рабочим процессом, они впервые стали разрабатывать новую тематическую и сюжетную линию – металлургические цеха, литье чугуна, выплавку меди.
  Высокие горные вершины и многочисленные озера Южного Урала не могли не отразиться в творчестве художников и графиков, многие из которых на протяжении всей своей жизни сохраняли верность уральскому пейзажу, навсегда запечатлевшемуся в их работах.


  Уральские сюжеты в произведениях искусства русских художников были и есть довольно частое явление.
  Любой коллекционер может гордиться наличием в своём живописном собрании картины с изображением Урала.
  В начале 20 века живопись стало сферой общественной борьбы. Появились живописные плакаты политического содержания, которые создавались в годы Гражданской войны.

 

В Златоусте состоялась первая художественная передвижная выставка. В 1921 году  был создан художественно-промышленный музей. Через 5 лет открылась рабочая изостудия в клубе «Металлист». Значительный вклад в художественную жизнь Златоуста внесли студийцы: В. Аблин, Н. Боев, В. Валентов, П. Якушев.
  В 1918 году в Челябинске открылся вечерний класс живописи и рисования, которым руководили А. Самохвалов и И. Мрочковский. Первые страницы летописи изобразительного искусства Челябинска связаны с именем И.Я. Дмитриева - Челябинского.
  Первая выставка живописи прошла в 1925 году. Наиболее значительной фигурой в художественной среде Челябинска 1910-1930 гг. являлся Русаков.

Он был ярким представителем живописной культуры 20 века с её открытиями в области чистой пластической формы, выраженной декоративностью и цветовой экспрессией. В 1980 году открылась выставка «Старейшие художники Южного Урала», организованная искусствоведом Л. Байновым.
  Челябинская областная картинная галерея  - старейший на Южном Урале художественный музей.

Её открытие состоялось в 1940 году. В залах по случаю открытия картинной галереи была развёрнута Первая выставка произведений художников и скульпторов Челябинской области. Открывшийся музей был назван Челябинской государственной областной картинной галереей. В августе 1941 года художественный музей был закрыт до 1947 года. С 50 –х годов и по сегодняшний день в Челябинской областной картинной галереи начали активно выставлять различные коллекции живописи, гравюры, а также предметы искусства из частных коллекций Урала и других стран мира.


  Большой вклад в создание художественной летописи города внесли наши магнитогорские живописцы, графики, скульпторы. Многие из них достойно продолжали летописание истории Магнитки и комбината на протяжении долгих лет. Это заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии ММК Фёдор Разин, лауреат премии ММК Александр Лаптев, Николай Рябов, Вениамин Захаров-Холмский, Юрий Шумов, Георгий Соловьёв, Александр Шибанов. Многие их произведения вошли в собрание картинной галереи.
  Начало становления живописи в Магнитогорске приходится на 30-е годы, когда изобразительное искусство развивалось под знаменем соцреализма. В 40-е годы, несмотря на тяготы военного тыла, потребность в искусстве не уменьшилась, продолжилась выставочная деятельность под лозунгами «Урал-кузнеца советского оружия», «Сталинская Магнитка - фронту».

Среди экспонатов имелось немало живописных произведений. Очень плодотворными оказались конец 60-х и 70-е годы, когда одновременно работали художники разных поколений. Успешно работали изостудии. Появляются новые художники А. Аверин,

Л. Поскребышев,

В. Суворов, несколько позднее Ю. Шумов, Р. Сафиулин,

А. Енютин, С. Соломатин и многие другие. В это время очень популярна тема труда. Живописцы изучают формальную сторону ремесла, экспериментируют с композицией, цветом, перспективой.
  Первым художником-летописцем Магнитки по праву считается Георгий Яковлевич Соловьёв (1897-1970), художник, гравер, член СХ СССР (1937), заслуженный деятель иск-в РСФСР (1959).

В город он прибыл в августе 1931 года. Прибыл в составе творческой бригады художников, которые создавались по инициативе Максима Горького, призывавшего отразить великую созидательную работу Страны Советов. В первые годы пятилеток в Магнитке работали мастера живописи из Москвы и Ленинграда, но лишь Георгий Соловьёв заразился энтузиазмом возведения металлургического гиганта. Всю жизнь он посвятил городу, став первым его летописцем. Выполненные живописные и графические работы напоминают документальные кадры, которые передают пульс большой стройки. Первый поезд, первая домна, первая плотина и первая сталь становятся сюжетами его живописных работ. Его произведения считают наиболее полной хроникой Магнитостроя. Произведения Георгия Соловьёва являют собой пример классической живописи, которой сейчас владеют единицы. Его полотнам присуща акварельная лёгкость, хотя они выполнены в масле. Художник отличался активной жизненной и творческой позицией: в 1936 году организовал в городе Союз советских художников, и первым в городе стал членом ССХ. С 1938 года по 1958 год руководил изостудией Левобережного Дворца культуры металлургов. В 1952 году в день 20-летия комбината Георгий Соловьёв был отмечен правительственной наградой – орденом «Знак почёта».
  Известные работы Георгия Соловьёва:
«Первый чугун»(1936), «Так было у горы Магнитной»(1936),

«Панорама строительства 1931 г.»(1936), «Посёлок Старая Магнитка»(1936), «С. Орджоникидзе на горячих путях»(1939), «Строительство 5-й домны»(1943), «Строительство Правобережного района»(1956). А также портреты директора ММК Г.И. Носова (1950), писателя С. Мелешина (1951).
   «Мастер художественных аллегорий», художник Юрий Васильевич Шумов (1949), художник, педагог, член СХ России (1990).

 В детстве занимался в изостудии ДК ММК у Георгия Соловьёва, Владимира Павлова. В 1969-1978 годы преподавал в детской художественной школе, на родном факультете пединститута, позднее работал художественно-производственных мастерских. В 1990 году Ю. Шумов был принят в Союз художников. Основные произведения Ю. Шумова: «Мой город»(1981, масло), «Качели»(1989, масло), «Автопортрет»(1989, масло), «Песня моря»(1998, смеш. техника),

«Мы-за социализм!»(2001, масло).
  В 2002 по 2004 годы в составе творческой бригады Шумов  участвовал в росписи храма в честь Вознесения Господня (Магнитогорск).

Свои работы Ю. Шумов представлял на городские, областные, всероссийские экспозиции, в разное время проходившие в Тюмени, Екатеринбурге, Кургане, Уфе, Москве. Полотна Юрия Шумова хранятся в дирекции художественных выставок Союза художников России, краеведческом музее города, частных собраниях в России, Польше, Италии, Германии, Америки. Осенью 2019 года в стенах картинной галереи была организованна персональная выставка Юрия Шумова «Линия жизни» приурочена к 70-летию художника.
  Фёдор Георгиевич Разин (1927- 2014), заслуженный работник культуры РСФСР(1981), лауреат Магнитогорского металлургического комбината, почётный гражданин города Магнитогорска(1987).

Фёдор Разин приехал в Магнитогорск в 1956 году, уже после окончания Ярославского областного художественного училища и Ленинградского института живописи. Работая в технике масляной живописи на холсте, Ф. Разин создал портретную галерею известных людей Магнитогорска. Много внимания уделял художник и пейзажным работам, занимался сюжетно-тематической картиной, натюрмортом, выполнял работы монументально-декоративного плана, рисунки карандашом.
  Его известные работы: «Пётр 1»(1955, холст, масло),

«Доменные печи»(1958, холст, масло), «»Мартеновский цех»(1958, масло), «Сталь идёт»(1961, масло), «Портрет жены с гитарой»(1960, масло), «Пугачёв на Банном озере»(1962, масло),

«Портрет девочки»(1964, бумага, карандаш), «Домны»(1975, холст, масло), «Ранний снег»(1978, холст, масло),

«Цветы»(1981, масло), «Портрет пианиста В. Галицкого»(1985, бумага, карандаш), «Портрет Ивана Ромазана, директора ММК»(1993, холст, масло), «Портрет В.В. Путина»(2001, холст, масло), «Уральские камни»(2006, холст, масло) и многое другое.
  Его работы находятся в музеях и частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Польши, Австралии, Финляндии, Италии, Германии и США.




Составитель: Ивко Е.Ю.

Детская библиотека № 8

Обновлено 18.10.2021 13:35
 

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
[+]
  • narrow screen resolution
  • wide screen resolution